Библиотекарям и педагогам
Дорогие библиотекари, педагоги, воспитатели!
Важно
Обязательно зарегистрируйтесь в «Кабинете педагога»! Здесь вы сможете первыми узнавать о мероприятиях, вносить предложения по работе проекта и рассказывать о ваших достижениях. А мы будем знать, где есть наши единомышленники.
Кабинет педагога
Для зарегистрированных пользователей
или

Библиотекарям и педагогам. Обучающе-развивающее мероприятие по книгам про хранимиров в формате «вне класса»

Обучающе-развивающее мероприятие по книгам про хранимиров в формате «вне класса»
, хранимиры
Название:
Обучающе-развивающее мероприятие по книгам про хранимиров в формате «вне класса»
Формат мероприятия:
Фестиваль (мультиформатное мероприятие)
Возрастная аудитория:
4-5 классы
Авторы:
Лесногородская СОШ Одинцовского района Московской области: Гудкова Е.Н., Зеленская С.Ю., Логинова А.М., Михайлова А.А., Сесь Е.В., Феоктистова О.Б., Кулешова Ю.Д., Гречухин П.Р. 

Вступление

Уважаемые гости, учителя, наши ученики! Сегодня мы проводим мероприятие «Хранимиры» по одноименным книгам Елены Журек. Автор серии книг у нас в гостях, давайте поприветствуем ее.

Ребят, а давайте покажем подготовленные номера Елене.

 

ПОСТАНОВКА ПЬЕСЫ ПО МОТИВАМ КНИГИ «ХРАНИМИРЫ. НАЧАЛО»

 

Автор: Хранимиры – магический народ. Они появились на Земле задолго до человека. Они чтили природу и хранили планету. Давным-давно они дружили с людьми. Помогали, лечили, делились знаниями и мудростью. Но люди развивались, и в итоге технический прогресс унёс их в шумные и загрязнённые города. Хранимиры же ушли в заповедные леса, просторные степи, голубые льды. Остались верны себе и магии природы.

Дороги хранимиров и человека разошлись. И нам бы никогда не узнать об их существовании. Но пришла беда! Наша планета, сама мать-Земля гибнет! Ей больше невыносимо то, что человечество творит с природой и ресурсами. Она засорена, она задыхается. Сама жизнь на Земле в опасности!

Исполняя древнее пророчество, пять хранимиров идут к людям с миссией. И теперь только союз людей и хранимиров может уберечь всё живое и спасти нашу планету!

Вот как всё начиналось…

(Звук грохота, камнепада, грома, молнии, сильного ветра)

С разных сторон кулис появляются хранимиры по порядку

Выходит Леда, достаёт из-за спины магический посох

Леда: Ну где же вы? (закрывает глаза, вслушиваясь в свой внутренний голос)

Чувствую…. Чувствую, что вы где-то рядом. Вот сейчас пойму…

(Появляется Хруль и резким толчком в спину сбивает её с ног, сам падает, она кубарем катится, встаёт…)

Хруль: Ой! Ай! Прости!.. Шишку мне в ухо…

(Леда встаёт, принимает грозную позу, руки в бок, наступая на Хруля, говорит)

Леда: Ты что, полоумный? Я тебе шишку не только в ухо запихну! И в нос! И грызть заставлю до тех пор, пока не научишься смотреть по сторонам! Понял меня!?

Хруль: (растерялся, говорит заикаясь) По…По… Понял.

Леда: А ну вставай! Сейчас я научу тебя хорошим манерам! (приняла боевую стойку)

(Загремел гром, вспышки молнии)

Хруль: Не…Не…(бубнил и отмахивался Хруль). Создавать цветы и деревья – это я профи, но драться с девчонкой – увольте. Лучше полежу и подожду, когда ты успокоишься.

(С другого конца появляется Дубыня)

Дубыня: Ох, какая ты шумная!

(Леда оборачивается к Дубыне, направляет на него посох)

Прям гром и молния! (не обращает внимания на посох, продолжает)

Я сразу определил, что ты из Водных. И у вас что-то случилось?

(от спокойствия Дубыни Леда растерялась и немного успокоилась)

Дубыня (улыбаясь и протягивая руку): Я, Дубыня из рода Горных.

Леда: (выдыхая, протягивает руку): Я Леда.

Хруль: Хру..Хру…

Леда: Поросёнок, что ли?

(Дубыня помогает подняться Хрулю)

Хруль: Я Хруль, из Лесного рода

Дубыня: Ну вот и ладушки! Помирились?

(Леда и Хруль смерили друг друга взглядом и кивнули. Леда поправила свою одежду и высокую причёску)

Леда (улыбаясь): Ну что ж, мальчики, мы все из разных родов. Все очень далеко от родных и от дома. Похоже, у нас общая цель.

(Дубыня и Хруль залюбовались Ледой и не расслышали, что она им сказала)

Леда: Эй, вы что, воды в рот набрали?

Дубыня: (Очнувшись) Вездесущие. Точно! Алмазов мне в карманы! Мне нужно их найти во что бы то ни стало! Наши горы трясёт. Дом, в котором мы живём, рушится. Глава рода говорит, что это невозможно, под нами нет подвижных тектонических плит, горы древние, не сейсмоактивные! Вот!

Хруль: И у нас беда, все деревья сбросили листву, а ели сбросили иголки. И это посреди лета! Это – катастрофа! Не будет вырабатываться кислород – нам нечем будет дышать! Не созреют плоды. Чем же мы будем питаться? И мы, и птицы, и звери – все можем погибнуть!

Леда: (тихо) А у нас – погиб ягель. Он очень важен для нашего выживания долгой полярной зимой. Да и для всех животных.

Трое хранимиров посмотрели друг на друга.

Они услышали шёпот.

– Идите за мной

Стали вертеть головами в разные стороны, но ничего не увидели

– За мной…(вновь поманил шёпот)

Хруль: Вездесущие! Они здесь! Они зовут!

Леда: Странно только, что нет никого из рода Воздушных

Они пошли. Им навстречу вышла молодая Вездесущая

Вездесущая: Я – Верея (подошла и обняла всех по очереди) Рассадила гостей в разных частях круга.

Вам не надо ничего рассказывать, всё, что вы знаете и видите, теперь внутри нас. Но с прискорбием вам сообщаю, что мы не всесильны. Мы не знаем причин бед и катастроф, не понимаем, что случилось с Землёй, где живут ваши народы

Хранимиры вздрагивают

Вездесущая: Сообщу страшное… Не только ваши земли столкнулись с необъяснимыми природными катастрофами. Изменения климата вызвали наводнения и ураганы в одних районах, жару и засуху в других. В южных широтах идут грады, в океане гибнут водоросли. А ведь именно они дают нам основную часть кислорода. Без кислорода всё живое на планете погибнет.

Верея закрывает лицо руками. Плечи вздрагивают. Хранимиры смотрят растерянно, волнуются.

Вездесущая: Время… Позовите Малашу.

Выходит Малаша.

Вездесущая: Малаша-пора.

Поднимают руки к небу, закрывают глаза, раскачиваются, произносят странные звуки.

Леда: Что происходит?

Вездесущая: Я решила просить помощи у самой Земли. У великой Макошь

Леда: Мамочки…

Малаша носится как заведённая, хлопает в ладоши, топает ножками.

Звук грома, вспышка, все упали на колени. Появляется Макошь.

Леда: Прекрасная Дева!

Хруль: Сама Мать-Земля!

Дубыня: Великая Макошь! Здесь!

Верея поднялась с колен и вошла в круг. Склонилась перед Макошь в низком поклоне.

Макошь: Хранимиры» Дети мои! Зачем воззвали ко мне?

Леда испугалась, Хруль упал без чувств. Дубыня окаменел.

Верея: Всесильнейшая и мудрейшая, мы потревожили тебя из-за смятения, которое терзает нас. Вокруг беды, гибель и катаклизмы. Мы не в силах постичь их. Мы чувствуем, что это только начало. Всё живое ждёт катастрофы и разрушения. Взываем к тебе! Объясни нам, в чём причины?

Звуки раскатов, грохота свиста

Макошь: Я В ЯРОСТИ! Я В ГНЕВЕ! Я В БЕШЕНСТВЕ от бесчинства людей! Они утратили связь со мной. Решили, что человек – главный на планете! Думают, что им позволено засорять и разрушать, отравлять и жечь, выкачивать и осушать! ХВАТИТ! Я решила переродиться!

Верея вздрагивает.

Верея: Переродиться?

Макошь: Именно. Сброшу с себя всех и вся! Очищусь от скверны! Пусть всё исчезнет! Сгинет. Через пару тысячелетий пусть зародится новый мир.

Верея (дрожащим голосом): Но... Как же… Как же растения, животные и птицы? Как же мы – хранимиры? Мы не вредим планете. Мы всегда жили в согласии с тобой! Мы берегли и хранили природу!

Макошь (грозно): ПЛОХО ХРАНИЛИ!

Хруль закатил глаза и опять рухнул на землю.

Макошь: Вы плохо хранили, вы сбежали. Перестали общаться с людьми. Вот уже более сотни лет они делают, что хотят. Они забыли о своей связи с природой. Не могу больше терпеть. Я задыхаюсь! Я отравлена! Я у-ми-ра-ю!

Малаша: Но мы хотим жить! Протягивает руки.

Макошь молча смотрит на Малашу. Окидывает всех взглядом.

Макошь: Даю вам 50 лет. Объясните людям. Пусть станут лучше. Пусть поймут, наконец, что они уничтожают свой собственный дом! Дом уникальный, абсолютно неповторимый. Во всей Вселенной нет прекраснее планеты Земля! Если люди исправятся, если поймут, я изменю своё решение о перерождении

Оглушительный хлопок. Свет померк. Макошь исчезла. Хранимиры стоят ошеломлённые.

Свет становится ярче. Пение птиц. Шум ветра.

Верея: Ещё жива, ещё дышит наша планета! Если не справимся с миссией, всё погибнет.

Дубыня: Как же мои бурундучки?

Леда (передразнивая): И жучки, и червячки. Эй! Думай масштабнее! Думай о всех хранимирах! О всех зверях и птицах! О всём живом. Если Земля переродится, никого и ничего не останется!

Верея: Макошь права, хранимиры уже очень давно не общались с людьми. Люди построили каменные дома и создали разные машины. Они начали сами производить лекарства, научились предсказывать погоду. Мы стали им не нужны. И мы ушли. Ушли как можно дальше. Жили преспокойно сами по себе. Но теперь всё изменилось! Перерождение Земли погубит всех: и людей, и нас!

Леда: Что же делать?

Верея: В древнем писании есть пророчество, раньше на него я не обращала внимания и не понимала, о чём оно. Теперь всё стало ясно. Вот оно:

«Пять хранимиров, пять представителей разных родов отправятся в путь. И посетят они Место Силы. И станет их дружба крепче гранита. И исполнят они миссию, найдут они путь к сердцам и разуму людей. Соединят разрозненное. Восстановят разрушенное. Союз хранимира и человека. Только вместе они смогут спасти планету»

Верея уходит, а четыре хранимира играют, веселятся, пение птиц вокруг, звон ручья.

Леда: Не укладывается в голове, что всего этого может не стать. Как Макошь могла решиться на перерождение

Хруль: Да…

Дубыня: Макошь страдает и хочет освободиться! Но что же мы сможем сделать? С чего начать?

Малаша: Вы храбрее, чем думаете! Намного сильнее, чем кажетесь! И умнее, чем предполагаете!

Хранимиры заулыбались.

Хруль: Благодаря Малаше я ощущаю себя могучим баобабом, чувствуем, что мы обязательно достигнем цели!

Малаша пихнула Хруля в бок.

Малаша: Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти!

Хруль: Да, да!

Дубыня: Мы готовы идти, но куда?

Малаша пошла молча, остальные за ней.

Дубыня: Куда это она?

Леда: В степи, к Воздушным. Нам же нужен пятый хранимир в команду. Ты что, забыл пророчество?

Дубыня: Да будет её путь усыпан самоцветами!

Леда: Интересно, почему никто из Воздушных не пришёл к Вездесущим? Или у них всё в порядке?

Дубыня: Ты как будто злишься, что у кого-то обошлось без катастроф.

Леда: Почему как будто? Я злюсь.

Дубыня: А я был бы очень рад, если хоть кто-то обошёлся без бед.

Звук ветра, степи. Хранимиры оглядываются. Вдруг видят , катается Велияр.

Хруль: Как ты мог уйти к людям? Почему не пришёл к нам?

Велияр: Я не хотел жалости. Я ненавижу людей. И это хорошо. Я не привяжусь душой к ним. И они не разобьют мне сердце. Я им не нужен, а они мне. Теперь проваливайте! Никто мне не нужен.

Велияр собирается уходить, но перед ним появляется Малаша.

Малаша: Очень грустно, что ты отталкиваешь тех, кому нужен. Ты страдаешь, а раз так, то тебе не всё равно. Мы пришли за тобой. Ты нам очень нужен!

Автор: Долго шли хранимиры к Месту Силы. И наконец дошли. Но Велияра опять одолели сомнения

Велияр (обращаясь в зал): Стойте! Подождите!... Я не знаю… Может, люди не заслуживают второго шанса? Я не уверен, что хочу спасать человечество. Я сомневаюсь, что люди найдут в себе мужество измениться. Великая Макошь хочет переродиться. Может…Может, это и правильно.. А?

 

 

 

 

 

СТИХИ О ПРИРОДЕ

Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания, воспитание любви к Родине.

 

Ученик:

Есть просто храм, есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверни её святынь.

 

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного – бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений. Хотите ли вы спасти свою планету? А знаете ли вы главные беды Земли? Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы – дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. Сейчас ученики нашего класса прочтут стихи на тему «Вода» и проведут небольшую викторину.

 

Что такое вода?

Что такое вода – интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вода? – Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.

 

Вода – природный дар

Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам,
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.

 

Откуда вода?

Нам всем интересно:
Откуда вода?
Из снега берется,
Иль может из льда?
Хотя и подземным
Ручьем вода бьет,
Так, может, она
Там начало берет?
Вопрос интересный!
И чтоб разузнать,
Откуда вода,
Надо книжки читать!
Ответы узнаем
Из умных мы книг
И все вокруг тайны
Откроются вмиг!

 

* * *

Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!

 

Стихотворение «Путешествие капельки»

Вот капелька-малышка
На землю с туч упала.
Бедняжка растерялась,
Что делать ей не знала.
Но мимо пробегал вдруг
Веселый ручеек,
Расстроенную капельку
С собой он уволок.
Куда ее повел он,
То капелька не знала,
Но вскоре миллионы
Таких же увидала,
Похожих друг на друга.
Тут перед ней гигант.
И догадалась капелька,
Что это океан.
Жить в океане тесно
И капелька устала.
Однажды в день чудесный
Так солнце припекало,
Что капелька вдруг стала
Тихонько уменьшаться.
А как уменьшилась она,
Ввысь стала подниматься.
Наверх попала капелька,
А вы узнали вот:
В природе происходит как
Воды круговорот.

 

Мой дружок-ручеек

Познакомьтесь: мой дружок,
Быстроногий ручеек!
Ему на месте не сидится,
Он всегда куда-то мчится.
В догонялки с ним играю,
Я сегодня догоняю.
Мои шансы велики…
Но мы расстались у реки.
Мой дружок вдруг потерялся,
Я найти его старался,
Только так и не нашел,
Домой расстроенный ушел.
Ничего, я не сдаюсь,
Завтра поискать вернусь!


Что за чудо?

Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.

Не уследишь – может пролиться,

Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?

 

Воду нужно уважать!
Воду нужно уважать –
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет –
Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!

На благо человеку
Вода работает на благо
Человечеству давно.
Очень мощные турбины

С водой, ребята, заодно.
А огромные машины

Током питают города.
ГЭС в движение приводит
Незаменимая вода.

 

Трудолюбивая вода

Вечерком нашей водице,
Нужно будет потрудиться.
Ванну станем принимать,
Ножки, ручки отмывать.
С мылом спинку мы потрем,
Грязь везде-везде найдем.
Нелегко воде бывает,
Но дело свое она знает!
Знаем точно, что водица
Грязь не признает на лицах.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать!

 

Родничок

Ключик, милый родничок,
Сухой листик уволок.
Маленький, как кулачок,
Звонкоголосый ручеек.

 

Ручеек-журчалочка

Ручеек-журчалочка,
Завертел водицу.
В жаркий день так хочется
Из него напиться!

Окружает нас вода

Окружает нас вода
Везде и всегда.
Океаны, Антарктида
Стали очень знамениты.
В воздухе капель не видать,
Но есть вода в нем, надо знать!

 

Берегите воду

Вода – это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
В болоте, в грязи, где лягушки живут,
Вода грязна очень, для них там уют.
Для рыбок в реке и животных морских,
Вода всегда чистой должна быть для них.
А что в Антарктиде замерзла совсем,
И та, в виде льда, что знакома нам всем,
И эта вода ведь полезная тоже,
Она охлаждает, взбодрить быстро может.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

 

1. Трава от 99 болезней? (Зверобой)

2. На следу каких хищных зверей нет ногтей? (Кошки, рыси)

3. Кто может пить ногой? (Лягушка)

4. Какая птица выше всех летит? (Орёл)

5. Самая высокая трава? (Бамбук)

6. Название какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)

7. Когда ёж не колется? (Когда только родится)

8. Чьи листья опадают осенью зелёными? (Ольхи)

9. Какая птичка достаёт себе пищу подо льдом? (Оляпка)

10. Где у кузнечика ухо? (На ноге)

11. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)

12. Сколько ног у паука? (Восемь)

13. Какое дерево цветёт позже всех? (Липа)

14.Самый чистоплотный зверёк? (Барсук)

15. Какая птица любит семена репейника? (Щегол)

 

Экология – молодая прогрессивная наука, которую изучают и развивают для того, чтобы беречь здоровье, чистоту планеты. Природа умна и предусмотрительна. Но, к сожалению, взаимодействие человека с природой не всегда даёт позитивные результаты. Технологический прогресс приносит пользу и благополучие, но не без побочных эффектов. Нельзя исключать влияние независящих от человека факторов на чистоту и здоровье окружающей среды. Однако, если в случае с космическими факторами нам почти не под силу что-то изменить, то минимизировать антропогенное влияние при должных усилиях можно.

 

Забота о природе с детства

Чтобы люди действительно ценили и берегли мир, в котором они живут, стоит воспитывать эту заботу с детства. С самых малых лет, когда ребёнок уже начинает понимать что к чему, нужно воспитывать в нём правильные взгляды и рассказывать о природе и взаимоотношениях человека с окружающим миром, природной средой.

Лучший метод развития ребенка в направлении основных экологических понятий – это игровые занятия. Можно изучать материал в стихах, песенках и при помощи сказок. А вот закреплять усвоенное легко при помощи загадок. В школе, детском саду или дома в семейном кругу можно устроить викторину на тему экологии. Отличным подспорьем в этой познавательной игре будут загадки про экологию. Принять участие в состязании на эрудицию смогут дети любого возраста (от 3-х лет) и даже взрослые. Ведь мамам, папам, бабушкам, дедушкам, дядям и тётям полезно освежить в своей памяти всё, что им известно об экологии и охране окружающей среды.

Загадки на тему экологии бывают разными. Но начинать нужно с самых простых. Разберём несколько интересных загадок, которые под силу разгадать и детям, и взрослым.

 

●                    Эти речные жители – профессиональные строители. Они пилят брёвна, досочки и строят домики и мостики.
(Бобры)

 

●                    Слепой землекоп упорно роет и почву копает, и очень много строит.
(Крот)

 

●                    Он отлично переносит суровый климат, морозы и засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой — 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды.
(Верблюд)

 

●                    Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнёзда?
(Кукушка)

 

Думать, что обычные действия животных, которые они совершают для благоустройства своего жилища и добычи пропитания, ничего не значат для природы, опрометчиво. Бобры, кроты и другие представители фауны, создавая свои жилища, формируют необходимый баланс в своей экосистеме. Например, в экологии существует такое понятие, как «бобровые угодья». Считается, что «мокрые» ландшафты, густозаселённые бобрами и застроенные этими животными ценны в плане получения полезной энергии. За счёт деятельности бобров очищаются водоёмы, становится насыщенней и богаче рыбная фауна пруда, улучшается качество жизни водоплавающих пород птиц и животных.

 

●                    Кругом вода,
С утолением жажды беда.
(Море)

 

●                    С неба падали пушинки
На замёрзшие поля.
Ель окутали косынкой,
Жаркой шубой – тополя.
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
«Как же их зовут?» – ты спросишь.
Имя здесь я написала.
(Снежинка)

 

●                    Сверкает, моргает,
Кривые копья мечет,
Стрелы пускает.
(Молния)

 

Казалось бы, такие простые природные явления и объекты, но как важны они для здоровья мира, знать должен каждый. Круговорот воды в природе, атмосферные осадки, моря и океаны – каждый вопрос интересен для изучения. Всё это очень важно для понимания природы и зависимости от её законов, жизни и здоровья Земли. Говоря о морях, сложно не отметить красоты и насыщенности прибрежных районов. Но, вспоминая вкус морской воды, нельзя не отметить важность проблемы измельчания объёмов пресных вод.

 

●                    Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)

 

●                    Что за дерево-девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

 

●                    Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А ещё стволов полно
У молодчика того.
(Кустарник)

 

●                    Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами.
(Крапива)

 

●                    Из какого дерева делают спички?
(Из осины)

 

●                    Какое дерево по праву считается символом России?
(Берёза)

 

Значение растений и деревьев для окружающей среды и здоровья человека понимает даже ребёнок. Для улучшения экологии промышленных городов и малых населённых пунктов существуют специальные службы озеленения. В их задачи входит не только облагораживание парковых и уличных пространств, но также и разработка плана озеленения с учётом экологических требований и стандартов. Поэтому, думая, что сорта деревьев, посаженных вдоль аллей и спальных районов, выбраны случайно, вы ошибаетесь. Выбор деревьев для озеленения городов – это целый раздел экологии, в котором заняты профессионалы.

Знать ответы на узкоспециализированные вопросы желательно, но необязательно. А вот отгадывая простые, но занимательные загадки о природе и взаимодействии её законов с жизнедеятельностью живых организмов, полезно всем. С целью развития экологического мышления можно брать готовый материал или придумывать загадки по экологии самостоятельно. Главное, чтобы это были простые головоломки. Ведь цель – не запутать, а научить понимать природу и любить мир.

 

Стихотворение «Берегите этот мир!».

 

СПЕКТАКЛЬ ПО КНИГЕ «МЫ НЕ ПОРОСЯТА»

 

Сюжет взят из книги, дети мусорят в парке, Хранимиры решают проучить детей и мусор из парка оказывается дома у детей.

 

Действующие лица:

Хруль

Велияр

Дубыня

Малаша

Леда

Мама

Брат 1

Брат 2

Сестра

Ведущая

 

Ведущая: Здравствуйте друзья, ребята, учителя! Сегодня мы вам покажем сценку из книжки про Хранимиров, расскажем о том, как нужно и важно беречь природу и не мусорить.

Входят дети (братья и сестра). Они несут всё для пикника в парке. Усаживаются, раскладывают, разговаривают между собой, после пикника вытряхивают мусор на траву и не убирают за собой.

Ведущая: А вот и Хранимиры! Они играли в прятки и вдруг… Вбегает Малаша.

– Сколько Мусора! Откуда он? Хранимиры, Леда, Хруль, Велияр, Дубыня, бегите сюда!

Входят Хранимиры; удивляются такому количеству мусора и невоспитанности детей.

Хруль: Мы больше не можем всё за них убирать! Неужели дети не понимают, что мусорить нельзя? Надо с этим что-то делать!

Велияр: А давайте весь этот мусор окажется у них дома? Ведь дома они не мусорят! Если они поймут, что парк – это такой же дом и как вся наша планета, то, может, они перестанут мусорить в парках, на улице?

Малаша: А это хорошая идея! Давайте попробуем!

(Никита и Лёша вносят стол, на котором дом. Предметы – показывают гостиную).

Хранимиры мусорят около стола.

Ведущая: А вот дом детей, которые намусорили в парке. У-у-у, как тут стало грязно! А вот и мама пришла!

Входит Мама.

Мама: О УЖАС! Почему так грязно!? Откуда столько мусора!? Дети решили устроить пикник дома? Почему? А почему они забыли правила поведения на природе?

Дети! Идите сюда!

Входят братья и сестра.

Мама: Что это?!

Дети (хором): Это не мы!

Мама: А кто? Кто ещё здесь мог так намусорить? Почему пикник устроили дома? Или вы и на природе так себя ведёте – разбрасываете мусор, не убираете за собой?

Дети растеряно молчат.

Сестра: Да, мы же не убрали за собой в парке…

Брат: Да-да, это тот самый мусор…Но как он здесь оказался?

Мама: А, вы наверное не знаете, что существуют Хранимиры. Это защитники природы и чистоты на всей планете. Видимо вы их очень сильно обидели. Почему вы не убрали мусор за собой? Ведь планета – это наш дом, а дома нужно поддерживать чистоту!

Дети (хором): да, мы это понимаем и больше никогда не будем так поступать! (Убираются).

Входят Хранимиры.

Малаша: Вот, видите, наш план сработал, и они поняли свою ошибку!

Велияр: Надеюсь, что теперь мы и люди будем жить в чистом и незагрязненном мире. Ведь дети – это будущее нашей планеты!

 

СПЕКТАКЛЬ ПО КНИГЕ «БОЛЬШОЙ ПОЖАР»

 

Действующие лица:

Девочка

Мальчик

Мама

Папа

Дубыня

Волк

Леда

Велияр

Медведь

Девочки – огонь

 

Брат и младшая сестра потягивались и зевали.

– А давай, пока родители спят, разведём костёр! Вскипятим воду для чая?

– Суперская идея! Я думала у тебя в голове только компьютерные стрелялки, – похвалила девочка брата и метнулась обратно в палатку за спичками.

– Без компа, конечно, худо, – вздохнул мальчик, но мы, как говорит мама, общаемся с природой.

Так давай побудем настоящими первобытными людьми!

– Хорош киснуть! – сказала девочка, – мы же папуасы! Сделаем боевой раскрас?!

И она измазала лицо и грудь брата обугленной головешкой, которая осталась от вечернего костра. Мальчик возмущался, но быстро развеселился, когда сестра разрешила разрисовать её саму. Под смех родителей дети прыгали вокруг костра.

– Нам пора отплывать, – сказала мама, – бегите купаться и в путь.

Дети с визгом влетели в прохладную реку.

– О! Смотри! Я поймал лягушку, – крикнул мальчик, – жирненькую. Давай шашлык из неё сделаем.

– Фу! Сам потом и ешь его.

– Что бы ты понимала! У французов это считается деликатесом.

Девочка закатила глаза и потянулась за красивой кувшинкой.

– Ух ты! – выдохнул мальчик, – эти цветочки нам на уроке окружающего мира показывали. Они жутко редкие. Точно. Из Красной книги.

– Правда? – обрадовалась девочка, – значит, соберу их побольше и сплету себе венок.

– Э-э-э... Может, не надо? Редкие же.

– Тебе лягушачий шашлык можно, а мне венок из редких цветов нельзя?

Семья собрала вещи. Забросила их в лодку и отчалила.

– Кто-нибудь из вас залил костёр? – спросил папа и положил руки на вёсла.

Дети отрицательно покачали головой.

– Ну и ладно. Ерунда. Ничего страшного не случится. Огня вон совсем не осталось.

(Танец огня)

В этот знойный летний день в лесу всё замерло. Тишину и покой нарушает лишь мощный храп. Посреди поляны, в жидкой тени одинокой берёзки, крепко спит, раскинув руки, Дубыня.

Волки приблизились к краю поляны.

– Дубынюшка, вставай! Просыпайся! Беда в лесу! Спасай! Выручай!

– Что? Где? – пробубнил Дубыня. Потёр глаза. И вдруг уловил запах гари. Дубыня вскочил на ноги.

– Нужна ваша помощь.

– Мы готовы, – кивнули волки.

– Ты, – Дубыня обратился к волку, – отыщи Леду. Скажи, это очень срочно. Нам необходим дождь. И очень сильный. И найди Велияра. Пусть успокоит ветер. Не раздувает пламя.

Волки помчались искать Леду и Велияра.

– Ах ты! – вырвался отчаянный стон у Дубыни. – Мы пропали!

– Леда! – взревел Дубыня. – Где же ты? Выручай!

Дубыня растёр грязными руками два ручейка на серых от копоти щеках и вздрогнул. Резкий хлопок пришёлся между лопаток.

– Чего нюни распустил? Утри нос! Сейчас станет легче.

Леда, красивая и невозмутимая, с силой стукнула своим посохом о камень.

Огонь, полыхающий вокруг, недовольно шипел, исходил паром и угасал.

Рядом с Дубыней и Ледой возник, словно из воздуха, Велияр.

– Чем помочь, друзья? – спросил Воздушный хранимир.

– Что так долго? – недовольно сдвинула бровки Леда. – Где ты прохлаждался?

Спасибо, и, пожалуйста, гони тучи на юг. Надо потушить пожар.

– Понял. Сделаю, – коротко ответил Велияр, скорчил рожицу Леде и исчез, словно его ветром сдуло.

Погас последний язык пламени.

 

(Велияр) Там, где ещё вчера зеленело и шумело, цвело, благоухало и жило, теперь царило безмолвие. Не вспорхнёт бабочка, не прожужжит пчела, не

прошествует, гордо качая головой, лось. Не прыгнет белка, не пробегут зайчата. Не оденутся в золотой и багряный наряд деревья. Не пустит по

ветру свои лёгкие парашютики одуванчик, не созреют орехи на деревьях.

Потому что… потому что всё погибло.

 

Медведь подошёл к хранимирам, сел перед ними и сказал:

– Все звери и растения появились на планете задолго до людей. Вы же, хранимиры, ещё раньше. Мы испокон веков жили в согласии с природой. Мы понимаем, что планета – это наш дом. Люди этого не понимают. Мы гибнем в пожарах. Реки и озёра теперь загрязнены. Воздух не так чист, как раньше. Планета гибнет, а людям всё нипочём! Медведь покрепче обнял медвежонка и потёр свой обожжённый бок.

– Мы просим вас, хранимиров, пожалуйста, расскажите людям о наших страданиях, не дайте им загубить планету.

Деревья, птицы, животные – все хотят жить!

 

(Все выходят на сцену и исполняют песню)

Давайте сохраним
муз. А. Черный, сл. Н.Старшинов

 

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте!

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее
Лихая участь не постигла,

Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку – в небесах,
В таежных дебрях – тигра!

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте же мы все
Навек объединимся!

Давайте наши
Души сохраним!
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.

 

Заключение.

Подводя итоги мероприятия, хотелось бы отметить, что подобные мероприятия является значимым событием в жизни школы, как обучающихся, так и учителей и вызывает неподдельный интерес у обучающихся при обсуждении ключевых вопросов экологии и сохранения экологической безопасности.

Подготовка мероприятия позволяет задействовать достаточно большую аудиторию, раскрыть способности обучающихся, научить совместным действиям, терпимости к иному мнению. Подготовка и проведение подобного рода мероприятий позволяет обучающимся раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал, развить креативность и эмпатию.

Поделиться:
вернуться
Важно
Обязательно зарегистрируйтесь в «Кабинете педагога»! Здесь вы сможете первыми узнавать о мероприятиях, вносить предложения по работе проекта и рассказывать о ваших достижениях. А мы будем знать, где есть наши единомышленники.
Кабинет педагога
Для зарегистрированных пользователей
или
Регистрация в «Кабинете педагога»
Пожалуйста, внимательно внесите ваши личные данные, все поля обязательны к заполнению!
Гарантируем безопасность Ваших данных
Кабинет голосования
Пожалуйста, авторизуйтесь

Запрос пароля
Если вы забыли пароль, введите логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
или
Регистрация в «Кабинете голосования»
Пожалуйста, внимательно внесите ваши личные данные, все поля обязательны к заполнению!
Гарантируем безопасность Ваших данных