Экологический урок
Дорогие библиотекари, педагоги, воспитатели!
Важно
Обязательно зарегистрируйтесь в «Кабинете педагога»! Здесь вы сможете первыми узнавать о мероприятиях, вносить предложения по работе проекта и рассказывать о ваших достижениях. А мы будем знать, где есть наши единомышленники.
Кабинет педагога
Для зарегистрированных пользователей
или

Экологический урок. Хранимиры спешат на помощь озеру Байкал

Хранимиры спешат на помощь озеру Байкал
, хранимиры
Название:
Хранимиры спешат на помощь озеру Байкал
Формат мероприятия:
Экологический урок-игра
Возрастная аудитория:
Младший школьный возраст
Авторы:
Оксана Иванова, педагог-библиотекарь Кабанской СОШ, Республика Бурятия

Цель – познакомить обучающихся с ролью Байкала, разъяснить необходимость сохранения его природной зоны, а также распространения экологических знаний

 

Задачи:

– привить учащимся экологические знания путем чтения, рассуждения, поиском информации через литературу;

– развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы;

– воспитывать бережное отношение к природе родного края.

 

Тип занятия: комбинированное.

 

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор для показа презентаций и видеороликов, книжная выставка книг о Хранимирах, книжная выставка «Байкал – жемчужина Сибири», макет Байкала с приложением учебно-наглядных пособий, выставка детских рисунков «Мы Хранимиры».

 

Предварительная подготовка: класс разбивается на пять групп, названные именами хранимиров. Задания учащимся: прослушать одну из книг о Хранимирах, подготовить визитную карточку команды (название, девиз, эмблема), костюмы героев, выучить гимн Хранимиров.

 

В роли ведущих выступают учащиеся читательского объединения «БайкалНом» (действующий при библиотеке) – ученицы 11 класса. На уроке присутствуют учителя-коллеги, классный руководитель.

 

Ход занятия

Приветствие. Звучит тихо мелодия шума волны.

 

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие, а какое, давайте посмотрим. Внимание на экран.

 

На экране идет показ видеоролика о Байкале

https://www.youtube.com/watch?v=m3KtkBNDu1Y

 

По окончании просмотра выходит ученик и читает стихотворение, автор Михаил Митюков.

 

О чём грустишь, Байкал любимый,

О чём вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?

 

И мне Байкал вздыхал в ответ:

«Я жил на свете тыщи лет…

Никто меня не обижал,

Напротив, каждый уважал.

 

Но за последние полвека

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится…»

 

Байкал один на всей планете:

Другого – просто не дано…

Мы все твои, Байкал мой, дети,

И жить с тобой нам суждено!

 

Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть волной, с ветрами споря,

И людям преданно служить!

 

Беречь Байкал – святое дело:

Его судьба – у нас в руках!

Сама Природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках!

 

Ведущий 2: Ребята! Просмотрев видеоролик и прослушав это стихотворение, как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь? (ответы учащихся)

 

Ведущий 2: Да, сегодня пойдет речь о Байкале, а конкретно об экологической проблеме Байкала. Байкал это – заповедник мирового значения, представляющий огромную ценность для всех живущих на земле людей. Внимание на экран.

 

Показ видеоролика об экологических проблемах Байкала

https://ok.ru/video/134855854592

https://www.youtube.com/watch?v=C2G8nl4evL0

 

Ведущий 1: Проблема Байкала стоит очень остро. Загрязняется озеро, погибают его обитатели и т.д. Вы сегодня выступаете в роли героев Хранимиров. На предыдущих занятиях мы знакомились с ними, читали рассказы. Давайте, вспомним, а кто такие Хранимиры? (ответы учащихся) Хорошо, молодцы, прошу внимание на экран

 

Показ презентации о Хранимирах. Звучит тихо мелодия гимна Хранимиров

 

Ведущий 1: Ну а теперь приступаем к нашим заданиям. Каждый этап будет оценивать наше многоуважаемое жюри.

 

Задание № 1

Проверка домашнего задания – визитная карточка команды.

 

Выступление каждой команды, оценка жюри

 

Ведущий 2: Молодцы ребята! Мы видим, что вы хорошо подготовились, каждая команда выбрала название по именам героев – «Леды», «Велияры», «Малаши», «Хрули», «Дубыни». И я думаю, что теперь мы с вами с такими замечательными героями отправимся на помощь Байкалу!

 

Ведущий 1: У меня в руках и на ваших столах лежит Красная книга Республики Бурятии. Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги. В эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало и их надо спасать.

 

Выходит ученик и читает стихотворение о Красной книге.

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

 

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты, 

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

 

Задание № 2

На столах у каждой команды лежат Красная книга, название вида, чистый лист, ручка. Нужно найти наименования исчезающих видов, записать и прочитать (животные, растения, эндемики, рыбы, птицы).

 

Выступление каждой команды, оценка жюри

 

Ведущий 2: Молодцы ребята! Теперь мы имеем представление, кого и что нам нужно спасать! А как мы будем спасать? Что мы с вами можем сделать для сохранения этих видов из Красной книги? (ответы учащихся)

 

Ведущий 2: Каждый герой-хранимир имеет свое предназначение и вы это прекрасно знаете. Вы сейчас в группе обсуждайте и решайте, в какой форме можете предоставить свою помощь, это могут быть плакаты-предупреждения, листовки, инсценировка и т.п.

 

Задание № 3

Каждая группа должна показать свои способности в роли Хранимиров для спасения природы края.

 

Выступление команд, оценка жюри

 

Ведущий 1: Молодцы! Прошу внимание на экран!

 

Показ видеоролика «Как сохранить природу»

https://www.youtube.com/watch?v=LqH4G8mJyNQ

 

Задание № 4

«Сочинялка». Каждой команде раздается набор слов, необходимо составить из этих слов стихотворение в стиле синквейн.

 

Правила синквейна:

Синквейн – стихотворение из пяти строчек,

1 строчка – 1 слово, существительное по теме задания;

2 строчка – 2 слова, прилагательное или причастие;

3 строчка – 3 глагола описывающие характерные действия;

4 строчка – фраза из 4 слов выражающая отношение к предмету;

5 строчка – 1 слово, описывающее суть предмета.

 

Выступление команд, оценка жюри

 

1. Байкал, Леды

Глубокое, чистое

Штормит, замерзает, очищает

Самая удивительная голубая «жемчужина»

Озеро, спасатели

 

2. Байкал, Велияры

Прозрачное, голубое

Расширяется, удивляет, спасает

Славное море священный Байкал

Водоем, хранимиры

 

3. Байкал, Малаши

Чудесный, уникальный.

Волнует, возвышает, лечит

Мы должны тебя беречь.

Красота, лекари

 

4. Байкал, Хрули

Притягивающий, прозрачный.

Шумит, цветет, бережет

Красивое озеро ясной воды.

Растения, цветы

 

5. Байкал, Дубыни

Могучий, понимающий

Стрекочет, шумит, понимает

Животный мир Байкала интересен

Хранимиры

 

Ведущий 2: А сейчас я хочу вам показать пример, как можно очистить воду в походных условиях, ну если вы находитесь в лесу или на реке (демонстрация очищения воды через марлю или угольками из костра).

Наши испытания подходят к концу, и пока наше жюри подводит итоги, я предлагаю вам отгадать несколько загадок.


У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла…(Бурундук)


Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)


Он тайги хозяин строгий,

Кабинет его в берлоге. (Медведь)


Учит верности людей

Пара белых… (Лебедей)


Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги.

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это…(Лось)


На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)


Древен род его в природе,

кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем,

как его мы назовем? (Байкал)


На севере снежном зверек обитает,

Пушистую шубку его, всяк узнает.

Родней он приходится рыжей лисице,

Но писем не пишет он хитрой сестрице. (Песец)


Рыжий зверь в лесу живет,

Самым хитрым там слывет. (Лиса)


Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (Заяц)


Начинается на «о»,

Ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)


Зоркий глаз парит высоко,

Но не ястреб и не сокол. (Орел)


И девчонки и мальчишки

Все иметь хотели б шишки –

На орешки очень щедр,

Богатырь – сибирский…(Кедр)

 

Жюри объявляют оценки. Награждение команд


Их портрет довольно прост:

К голове приделан хвост.

Вот и все. Ни лап, ни шеи,

Потому что это…(Змеи)

 

Председатель жюри: Дорогие ребята! Я хочу вас поблагодарить за замечательное мероприятие. Вы – наше будущее, и я очень надеюсь, что шагая по жизни, вы всегда будете помнить свое предназначение на земле – беречь и хранить природу нашей планеты! Ну и закончить наше занятие мне бы хотелось исполнением песни «Гимн Хранимиров». Солируют ученицы 11 класса Аня и Александра, а все остальные вместе поют припев (дети встают в круг).

Поделиться:
вернуться
Важно
Обязательно зарегистрируйтесь в «Кабинете педагога»! Здесь вы сможете первыми узнавать о мероприятиях, вносить предложения по работе проекта и рассказывать о ваших достижениях. А мы будем знать, где есть наши единомышленники.
Кабинет педагога
Для зарегистрированных пользователей
или

Регистрация в «Кабинете педагога»
Пожалуйста, внимательно внесите ваши личные данные, все поля обязательны к заполнению!

Гарантируем безопасность Ваших данных
Запрос пароля
Если вы забыли пароль, введите логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
или