Библиотекарям и педагогам
Дорогие библиотекари, педагоги, воспитатели!
Важно
Обязательно зарегистрируйтесь в «Кабинете педагога»! Здесь вы сможете первыми узнавать о мероприятиях, вносить предложения по работе проекта и рассказывать о ваших достижениях. А мы будем знать, где есть наши единомышленники.
Кабинет педагога
Для зарегистрированных пользователей
или

Библиотекарям и педагогам. Игра-бродилка «Спасем Землю вместе с хранимирами»

Игра-бродилка «Спасем Землю вместе с хранимирами»
, хранимиры
Название:
Игра-бродилка «Спасем Землю вместе с хранимирами»
Формат мероприятия:
Квест
Возрастная аудитория:
Младший и средний школьный возраст
Авторы:
Центральная городская библиотека им. Андрея Платонова, куратор Людмила Фоломеева

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Кто такие ХРАНИМИРЫ? Это магический народ, созданный детской
писательницей Еленой Журек, который чтит природу и оберегает нашу планету.

Легенда игры гласит: Прекрасная Земля разгневана поведением людей и хранимиров, ей больно и плохо, она хочет переродиться, поэтому происходят страшные землетрясения, гибнут растения, страдает всё живое. И чтобы спасти Землю людям и магическому народу хранимиров нужно объединиться.

Участники игры должны вместе с хранимирами посадить как можно больше семян цветков Жизни, и тогда наша прекрасная планета не погибнет и сможет возродиться.

Зоны игры
Игровое пространство сквера было поделено на 6 зон (ниже дано перечисление зон по ходу движения участников):
  • Зона «Старт»
  • Зона «Лесные»
  • Зона «Горные»
  • Зона «Воздушные»
  • Зона «Водные»
  • Зона «Вездесущие»
Посетители после регистрации отправлялись в путешествие по пяти площадкам, каждая из которых соответствовала определенному хранимиру: Хруль (из рода Лесных хранимиров), Дубыня (из рода Горных хранимиров), Велияр (из рода Воздушных хранимиров), Леда (из рода Водных хранимиров), Малаша (из рода Вездесущих). Все хранимиры умеют управлять определенными стихиями! Вездесущие – самые могущественные хранимиры.

В ходе игры хранимиры и их помощники в игровой форме давали детям интересные задания и настраивали на правильное, бережное отношение к природе и Земле в целом. После выполнения заданий ребята получали от хранимиров одно из составляющих для посадки цветка Жизни. Сначала они сами добывали у Лесных бумажный стаканчик для посадки, потом у Горных насыпали в стаканчик землю, затем у Воздушных аккуратно сажали принесённые ветром семечко и, в завершении, у Водных поливали его водой.

Заключительным считался этап передачи посаженного семечка Вездесущим. Игра считалась пройденной, когда семечко посажено и передано последнему хранимиру! Игра проходила не на время, а на получение знаний и удовольствия.

Общий реквизит на все зоны:
  • Заголовки с названиями зон (формат А3, ламинирование; крепятся веревками к дереву) – 6 шт.
  • Столы, скатерти – 5 шт. 
  • Амулеты хранимиров (форма строго по книге): Велияр – ромб, Леда – овал, Дубыня – треугольник, Малаша – круг, Хруль – прямоугольный овал. 
  • Маркеры для отметок прохождения зон.
  • Составляющие для посадки цветка Жизни:
  1. «Лесные» – бумажные стаканчики 
  2. «Горные» – земля 
  3. «Воздушные» – семена 
  4. «Водные» – вода 
  5. «Вездесущие» – поддон для посаженных семян 
  • Костюмы хранимиров.

ИГРА ПО ЗОНАМ 

1.              Зона «Старт»
На стартовой, вводной зоне участников встречала рассказчица, которая знакомила участников с книгами Елены Журек, объясняла суть игры, с помощницей регистрировала участников и выдавала маршрутные листы.

Из книг Елены Журек «Хранимиры»:
Их не увидеть. Не услышать. Не почувствовать. Если только… они сами не откроются тебе.
Хранимиры – магический народ. Они появились на Земле задолго до человека. Они чтили природу и хранили планету. Давным-давно они дружили с людьми. Помогали, лечили, делились знаниями и мудростью. Но люди развивались, и в итоге технический прогресс унёс их в шумные и загрязнённые города. Хранимиры же ушли в заповедные леса, просторные степи, голубые льды. Остались верны себе и природе.
Дороги хранимиров и человека разошлись. И нам бы никогда не узнать об их существовании. Но пришла беда! Наша планета, сама Мать-Земля гибнет! Ей больше невыносимо то, что человечество творит с природой и ресурсами. Она засорена, она задыхается. Сама жизнь на Земле в опасности!
Исполняя древнее пророчество, пять хранимиров идут к людям с миссией. И теперь только союз людей и хранимиров может уберечь всё живое и спасти нашу планету!

Оформление зоны:
  • Заголовки с названием игры и зоны
  • Стол, стул
  • Большой глобус – макет Земли
  • Книги «Хранимиры»
  • Фигурки хранимиров А4 формата
  • Лист регистрации участников + ручка
  • Маршрутные листы участникам 300 штук (флайеры)

2.              Зона «Лесные»
Между деревьями натянута «лесная паутина» из веревок. В центре стоит корзинка с лесными премудростямии рядом бумажные стаканчики. Ребят встречает хранимир рода Лесных – ХРУЛЬ.
Хруль – хранимир Лесного рода. Натура тонкая и впечатлительная. Предпочтет вырастить и обнять кактус, нежели ввязаться в драку (из книг Елены Журек «Хранимиры»).

Оформление зоны: 
  • веревка для вязания паутины (расходник на 300 метров)
  • плетеная корзина с крышкой
  • бумажные стаканчики (яичные) – 300 шт.
  • распечатки лесных мудростей
  • планшет с вопросами для разминки
Действие:
Хранимир представляется, проводит игру-разминку, дает задание добыть лесные премудрости из «паутинки», обсуждает с участником написанное, и только после этого дает разрешение взять бумажный стаканчик для посадки цветка Жизни.

Задания:
Игра-разминка
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.
Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то вы говорите «нет»!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Лесные премудрости из корзинки
  • Идеальная одежда для леса – брюки, рубашка с длинным рукавом, головной убор, кеды или кроссовки. 
  • Если ты понял, что заблудился – остановись и успокойся. Лучший способ для этого – обнять дерево. Попробуй громким криком привлечь к себе внимание. Если никто не ответил, оставайся на одном месте. Будь уверен: помощь уже близко. 
  • Самый страшный враг леса – пожар. Поэтому нельзя разводить костер в пожароопасный период, а так же в ветреную погоду. 
  • Не разоряй птичьи гнезда, муравейники, не истребляй стрекоз и бабочек. 
  • Не бери детенышей животных домой. 
  • Никогда не оставляй в лесу никакого мусора. Его нужно забрать с собой и выбросить в контейнер в городе.
  • Не оставляйте бесполезные вещи на стоянках — старые кроссовки или гнутые дуги от вашей палатки вряд ли кому-то будут нужны и все равно за считанные дни приобретут совсем нетоварный вид.
  • Если пищевых отходов много, то следует выкопать яму специально для пищевых отходов, а в последний день засыпать ее землей, прикрыть дерном.
  • Не устраивайте костровое место на новом месте, если вокруг есть уже готовые. Во-первых, вам же проще будет развести огонь на прогретой земле с углями, во-вторых, вы сохраните как минимум 2 м² лесной подстилки.
  • Когда соберетесь домой — костер следует залить водой, удостоверившись, что он не разгорается снова. По возможности — перекопайте землю вместе с золой.
  • Если раскидаете угли — есть вероятность, что огонь разгорится снова. Вы можете никогда не узнать, что после вашего пикника сгорел лес!
  • Если Вы оказались около травяного или лесного пожара — сразу же позвоните 01 или 112, вызовите пожарную охрану МЧС.
  • Не трогайте змей, мышей, лягушек, ящериц, червей и других животных, кажущихся вам опасными, противными или бесполезными. Они — неотъемлемая, важная часть лесной среды.
  • Будьте умеренны. Зачем рвать красивое растение, если оно по дороге завянет или простоит в воде 1-2 дня? Сфотографируйте его и оставьте.
  • Отлично, если при себе будет компас. Войдя в лес, нужно посмотреть, куда указывает стрелка, а заблудившись, двигаться в противоположном направлении.
  • Обувь должна быть закрытой, чтобы никакие змеи и насекомые не могли вас укусить, и удобной, чтобы в случае чего вы могли без проблем убежать от животного покрупнее.
  • Шейный платок и головной убор лишит насекомых (в основном клещей) возможности спрятаться в волосах.
  • Особое предпочтение стоит оказать одежде белых или светлых тонов – на ней гораздо проще обнаружить клещей.
  • Если вы смотрите на восток, то за спиной у вас запад, по правую руку – юг, а по левую – север.
  • Крона деревьев более "пушистая" с южной стороны.
  • Кора большинства деревьев грубее на северной стороне; тоньше, эластичнее (у березы – светлее) – на южной.
  • Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный – крутой.
  • В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей. Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
  • Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
  • Подкармливайте птиц зимой.
  • Выры­вать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы — деревья».
  • Не следует что-либо проталкивать в муравейник — нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
  • Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно —
  • в него может попасть молния.
  • Не ловите насекомых, они опыляют растения и помогают им распространяться.
  • Не обижайте подземных жителей: дождевых червей, насекомых. Ведь они помогают почве получать воду и «дышать» воздухом.
  • Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь ловил вас? Значит и вам не следует ловить мотыльков, бабочек, стрекоз и других насекомых.
  • Необходимо сажать растения. Корнями они скрепляют почву,
  • не дают ветрам выдувать, а воде размывать ее, увеличивают слой перегноя.
  • Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
  • Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на 3емле ограничены!
  • Не бросайте в костер куски резины или пластмассы. При их горении выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.
  • Старайтесь ходить только по существующим дорожкам и тропам.
  • Не бросайте и не втыкайте в стволы деревьев ножи и топоры, не обдирайте на них кору, не поджигайте смолу на елях и соснах, не обрубайте и не обламывайте ветви, в том числе и сухие, не собирайте березовый сок.
  • Не оставляйте и не закапывайте после себя мусор, не бросайте в речки и водоемы всякую упаковку, резиновые покрышки, пенопласт и прочий хлам. 
  • Не стоит мыть машину у речки или пруда.
  • Батарейки и аккумуляторы представляют особую угрозу природе, они отравляют землю в радиусе 20–30 м вокруг. Их следует сдавать в специальные пункты переработки.
  • Осторожнее со стеклянными бутылками. Их осколками можете пораниться вы, другие люди, а также животные. Жарким летом солнечные лучи превращают разбитое стекло в линзу, которая может стать причиной возгорания травы и листьев.

  3.              Зона «Горные»
На газоне при помощи колышек и веревки создана извилистая горная тропа. Дальше расположено покрывало с перемешанными на ней цветными камушками (горной породой). Ребят встречает хранимир рода Горных – ДУБЫНЯ.
Дубыня – хранимир Горного рода. Внутри крепкого и сильного тела скрыто огромное сердце, широкая душа и сто килограммов доброты. Понимает язык птиц и зверей (из книг Елены Журек «Хранимиры»).

Оформление зоны:
  • Колышки туристические
  • Веревка (для построения горной тропы на земле)
  • Платки-повязки на глаза – 5 шт.
  • Цветные камушки для аквариума- 5 видов (горная порода)
  • Покрывало, 2 пенки
  • Ёмкость с землей
  • Ложечки – 5 шт.
  • Мольберт, накрытый тканью (имитация горы)
  • Камни разной формы и структуры
Действие:
Хранимир представляется, вводит ребят в горную тематику, дает задания на доверие – прохождение горной тропы с закрытыми глазами «паровозиком» (где последний участник идет с открытыми глазами и направляет всю колонну), далее в игровой форме предлагает разобрать горный завал, рассортировав горную породу (задание на развитие мелкой моторики). После выполнения заданий ребята получают право насыпать в свои стаканчики землю для посадки цветка Жизни.

Задания:
Загадка о глобусе:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.
Что это? (Глобус).
Правильно, глобус. Вы его уже сегодня видели и даже трогали. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий – моря, реки, зеленый – это леса, поля, желтый – это пустыни).

Что такое горы? (Ответы детей).
Показать руками, какие бывают горы: низкие, пологие, крутые.
Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы).
Показать иллюстрации с изображением гор:
Посмотрите, какие бывают горы? (Большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни).
Даются начальные сведения о горах: какие бывают горы (и ещё в горах есть чистейшие озера и реки), кто живет в горах (бараны, козлы, орел, ястреб), что растет (мох, кустарники, деревья), из чего состоят горы (из камней, если затрудняются ответить, то загадать загадку).

Загадка о камнях:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжелый, большой – одному не поднять,
А может быть легким – в ладошке лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?»
(Это камень, разные камни).
Ведь горы состоят из камней.

Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи).
Сейчас вы на несколько минут превратитесь в геологов и исследуете камни.
Дать потрогать сложенные у макета горы камни.
Какие бывают камни? (большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, но все они камни).
А вы знаете, где используют камни? (Для строительства зданий, мостов, дорог, для изготовления украшений).
По камням ученые могут многое узнать о горах. ЧТО? (Из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает).

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ГОРАХ.
Горы всегда притягивали к себе людей.
Но горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке).

Сейчас мы поиграем в игру «Горная тропа». Это игра на внимательность, а ещё на доверие!

А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).
Правильно, и от этого в горах может случиться обвал.
Игра на «Разбор завала и сортировку горной породы» (развивает мелкую моторику рук).

После выполненных заданий ребята получают право насыпать землю для цветка Жизни в свои стаканчики!

4.              Зона «Воздушные»
Под деревом на поляне расположены два стола. Около первого ребят встречает хранимир рода Воздушных – ВЕЛИЯР.
Велияр – хранимир из рода Воздушных. Он в поиске себя и той силы, что поможет «разрушить стены и поставить паруса». Умеет летать, растворяться в воздухе и управлять ветрами (из книг Елены Журек «Хранимиры»).

Второй стол предназначен для проведения мастер-класса по изготовлению «ветряков» – воздушных мельниц. Свободное пространство поляны используется для игры с летающей тарелкой.

Оформление зоны:
  • Стол – 2
  • Стулья – 4 шт.
  • Шкатулка с семенами цветков Жизни (бархатцы)
  • Пинцеты
  • Для мастер-класса: цветные трубочки для коктейля двух разных диаметров – 200 шт., заготовки плотной цветной пленки 10*10см, двусторонний скотч, ножницы – 5 шт.
  • Летающая тарелка – 1шт.
Действие:
Хранимир представляется, беседует с ребятами о воздухе, его состоянии сегодня; при помощи помощника предлагает изготовить своими руками ветряную мельницу, и как повелитель ветра потом сеет в принесенные стаканчики семена цветков Жизни. При наличии времени играет с ними в воздушную игру «Летающая тарелка».

Задания:
Интересные факты и вопросы про атмосферу и воздух, в том числе, с упоминанием экологических проблем.

Как вы думаете, какой запас воздуха на планете?
Представьте себе, что Земля это яблоко. Кислород – это тончайшая яблочная кожица. Так что воздуха на Земле не так уж много, а потому есть о чем подумать. Сегодня ученые утверждают, что в больших городах замечается нехватка кислорода. Он смешался с промышленным смогом пылью, выхлопными газами, в воздухе летают аллергены и бактерии. И если «Уличный воздух» люди не могут контролировать, то нужно хотя бы изменить домашнюю обстановку, обеспечить чистоту воздуха в своей квартире или доме.

Но это не значит, что не нужно гулять на свежем воздухе. Очень даже наоборот. Вы знаете насколько грязнее воздух в помещениях?
Исследовав воздух в квартирах, ученые пришли к выводу, что он в 25–30 раз грязнее уличного. Как результат – вероятность заболеть простудным заболеванием в помещении в 9 раз выше, чем на открытом пространстве. В замкнутом пространстве мы как в коробке. По сравнению с улицей, кислород циркулирует медленно. Поэтому надо больше времени находиться на открытом воздухе, ходить и гулять. Особенно, когда приходится большую часть дня сидеть в школе. Да, воздух на улице тоже не идеально чистый, но он регулярно обновляется растениями. Самую большую роль здесь играют леса.

А знаете, какие леса называют «легкими планеты Земля»?
Леса Амазонки представляют из себя гигантский лесной массив, который непрерывно обновляет воздух. Но есть и другие места, регулирующие кислород. Тайга в России, например. И если вы бываете в лесах, тщательно следите за тем, чтобы не засорять его. Как курение загрязняет легкие человека, так и мусор загрязняет легкие природы.

Итак, мы выяснили, что деревья обновляют воздух, а можно ли помочь им в этом деле? А как мы можем улучшить воздух в помещении? (Дети отвечают)
Можно использовать комнатные растения они не только украсят дом, но и очистят воздух.

Как вы думаете, имеет ли воздух вес?
Имеет, хоть и очень-очень маленький. Но все-таки воздух тяжелее гелия. Вот почему гелиевый шарик летит вверх. Человек, кстати, вдыхает где-то 20 килограмм воздуха в день. Для этого он делает 22 тысячи вдохов и выдохов.

А знаете, на какой орган приходится большая часть обеспечения кислородом?
Около четверти всего поглощаемого нами воздуха идёт на питание головного мозга.

Вы знаете, где в мире самый чистый воздух?
Считается, что самый чистый воздух на острове Тасмания недалеко от Австралии. Дышать самым чистым воздухом на Земле можно в Антарктиде. Там нет ни промышленныхпредприятий, нигородов, загрязняющих окружающую среду, да что там говорить, там и людей редко встретишь. Как видите, чистота воздуха напрямую зависит от деятельности людей.
Без воздуха человек жить не может, но люди постоянно пытаются узнать, сколько они протянут без кислорода. В 2010 году СтигСеверинсен смог поставить рекорд по нахождению под водой без воздуха. Эта цифра составила 20 минут и 10 секунд. Правда, он немного сжульничал. До начала эксперимента он дышал 100% кислородом. Для сравнения, в обычном воздухе всего 21% кислорода. Все остальное азот и примеси.
Чем выше человек находится, тем меньше в воздухе кислорода.

По выполнении всех заданий ребята получают право самостоятельно (пинцетом) посадить принесённое ветром семечко цветка Жизни себе в стаканчик!

5.              Зона «Водные» (эстафетная, соревновательная, командная)
На свободном пространстве между деревьями расположена зона «Водных». Ребят встречает хранимир – ЛЕДА.
Леда – хранимир из рода Водных. Красивая и дерзкая. Обдаст ливнем. Оглушит громом. Поцарапает льдом. При этом надёжный друг, если смириться с погодными изменениями её настроения (из книг Елены Журек «Хранимиры»).
На столе разложен водный реквизит. На свободном пространстве стоят четыре одинаковых ведра с водой и плавающими в них рыбками и мусором.

Оформление зоны:
  • Стол
  • Ведро с водой – 4 шт.
  • Рыбки – 2 игрушечных комплекта (набор «Рыбалка»)
  • Имитация мусора (фольга, крышки от пластиковых бутылки, нарезка пластика, контейнеры из-под киндер-сюрпризов и т.д) – на два ведра
  • Пластмассовая корзина для мусора – 2шт.
  • Ситечки – 2 шт.
  • Чистая вода для полива + красивый ковшик + хрустальный сосуд+ «ледяные» шприцы для набора воды
  • Распечатки «капель» с интересными фактами о воде
  • Карточки со стихами
  • Салфетки для рук
Действие:
Хранимир представляется. Пока набираются 2 команды хранимир и её помощник-человек предлагают ребятам познакомиться с интересными фактами из мира воды: самим тянуть и озвучивать мини-тексты на заготовках-каплях, распечатанных на голубой бумаге, отвечать на загадки, зачитывать забавные стихи о воде. Дальше проводятся эстафеты по спасению рыбок из загрязнённой воды и очистки водоёмов. После все получают право полить посаженное семечко цветка Жизни водой.

Задания:
  • Факт. Человек может прожить без воды не более 2-3 дней.
  • Факт. Вода является универсальным растворителем.
  • Факт. Горячая вода замерзает быстрее охлажденной воды. Если взять две одинаковые ёмкости с водой, с горячей и холодной водой, и поместить их в морозильную камеру, то ёмкость с горячей водой замёрзнет быстрее холодной, хотя по логике вещей должно быть наоборот.
  • Факт. Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья.
  • Факт. Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий.
  • Факт. Вода – основа всей жизни. Все живые существа состоят из воды: рыбы – на 75%, животные – на 75%, картофель – на 76%, медузы – на 99%, помидоры – на 96%, яблоки – на 85%. Даже человек, и тот, состоит из воды: у новорожденного в теле содержится 86%, у старого же человека – не более 50%.
  • Факт. Мировой океан покрывает примерно 71% поверхности планеты, при средней глубине – 4 км, и содержит 97,6% известных мировых запасов свободной воды.
  • Факт. Состав мантии Земли содержит в 10-12 раз больше воды, чем Мировой океан.
  • Факт. Человек за один год потребляет около 60 тонн воды только в процессе питания.
  • Факт. Если бы растаяли все ледники, то уровень воды на нашей планете поднялся бы на 64 м (примерно с 20-этажный дом) и, около 1/8 поверхности суши, затопило бы водой.
  • Факт. С земной поверхности ежедневно испаряется один триллион тонн воды.
  • Факт. Мы знаем о 3 различных состояниях воды (жидкое, газообразное и твердое). Вопреки этому мнению, ученые выделяют в жидкой форме воды 5 состояний и 14 состояний в твердом виде.
  • Факт. В разных частях Земли лёд имеет различную температуру. Самый холодный лёд находится в Антарктике (температура льда -60 градусов). Температура льда в Гренландии всего -28 градусов, а у Альпийского льда температура 0 градусов.
  • Факт. Океан занимает 3/4 от всей поверхности Земли, при этом он является мощным смягчителем Земного климата, постоянно обогревая нижние атмосферные слои.
  • Факт. 46% всего количества воды на Земле содержит Тихий океан, 23% – Атлантический, 20,3% – Индийский, 3,7% – Северно-Ледовитый.
  • Факт. Большая часть всей земной воды – соленая, доля пресной жидкости составляет не более 2,5%, при этом большинство пресной воды, а это около 99%, содержится в грунтовых водах и ледниках.
  • Факт. Только один вид животных способен бегать по воде. Это ящерицы, принадлежащие роду василисков. Они способны передвигаться по водной глади за счет очень частых ударов задних лапок.
  • Факт. В Древней Руси считали, что пожар, происходящий от молнии, является священным огнем, и тушили его вовсе не водой, а… молоком!
  • Факт. Морская вода – очень питательное вещество: в 1 кубическом сантиметре помещается около 1,5 г белка. Ученые так же подсчитали, что в Атлантическом океане содержится около 20 тыс. урожаев, которые собирают люди за год на всей суше.
  • Факт. Горячая вода эффективнее тушит пожары, чем холодная.
  • Факт. Вода может гореть. В Азербайджане есть место, где вода содержит большое количество метана. Преподнеся к ней спичку, она загорится в ту же секунду.
  • Факт. В столице Кении – Найроби – вода стоит в 10 раз дороже, чем в городе Нью-Йорке.
  • Факт. Человек начинает чувствовать жажду, когда теряет 1% жидкости организма, а во время интенсивных тренировок организм сбрасывает вес за счет потери воды, но никак не потери жира.
  • Факт. Вода, оказывается, не только приносит жизнь, но и отнимает её. Доказано, что более 80% болезней передаются именно через водные ресурсы. Каждый год на планете умирает 25 миллионов людей от подобных болезней.
  • Факт. Лед существует не только на нашей планете. Имеются подтвержденные данные о присутствии льда на других планетах. Льдом покрыта вся Европа – один из спутников планеты Юпитер.
  • Факт. Известная всем химическая формула воды H2О существует лишь на бумаге. Но такой чистой воды в природе просто не существует. Объясняется это тем, что вода отличный растворитель, и в ней содержится огромное количество примесей.
  • Факт. Для сравнения в средневековые времена человек использовал всего 5 литров воды в сутки.
  • Факт. Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды.
  • Факт. Единственное существо на земле Намибский Жук не нуждается в поисках источника воды. Каждое утро он заползает на верхушку песчаной дюны и терпеливо ждет, пока капельки тумана, идущего с моря, соберутся у него на спинке и стекут к нему в рот. Остальные живые существа зависят от наличия источника воды.
  • Факт. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.
  • Факт. По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки. 
  • Факт. Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту. 
  • Факт. Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.
  • Факт. Вода в вашем стакане упала с небес еще неделю назад, но повидала динозавров и зарождение живого на земле.
Можно отгадывать загадки про воду (при наличии времени, пока собираются команды).

А какая бывает вода? (Морская, речная, озерная, ключевая, газированная и минеральная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная).

Меня льют, пьют, 
Всем нужная.
Кто такая? (Вода)

Шел долговяз, в сырой земле увяз. (Дождь)

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

В каком слове о воде встречается слово Родина? (Род­ник)

Какие вы знаете сказки, в которых встречается вода? («Морской царь и Василиса Премудрая», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Морозко», «Снегурочка», «Сказка о золотой рыбке»)

Сейчас попробуем вас запутать и узнаем, насколько вы внимательны. Мы будем произно­сить разные слова, а вы хлопайте только тогда, когда услышите обитателей воды.

Слова для игры на внимание (курсивом выделены обитатели воды):
Ванна, щука, дельфин, кит, пила, матрос, моллюски, осьминог, конек, швабра, акула, пеликан, пингвин, водолаз, скат, медуза, го­рилла, лодка, пиявки, чайка, водо­качка, краб, водоросли, червяк.

И ещё загадки:
С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица. (Рыба)

По ней кораблики пускают,
Когда уходят холода.
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда. (Лужа)

Этот зеленый Тарас
Кричать громко горазд. (Лягушка)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги. (Болото)

Очень добродушная,
Мягкая, послушная.
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)

На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки. (Водяная лилия)

Стихи о воде на карточках
(дети сами зачитывают при наличие времени, пока собираются команды, выборочно и по желанию):

С улицы домой Алешка
первый снег принес в ладошке.
«Мама! – закричал мальчонка,
протянул вперед ручонку. –
Я снежок принес сюда!..» —
И замолк. Одна вода
на пол капала с ладошки.
В голос заревел Алешка:
«Кто-то снег мой утащил,
мне в ладонь воды налил!»
Лешке тут его сестренка
крикнула со смехом звонким:
«Догадаться сам не мог,
что растаял твой снежок!»
***
– Что ты пьешь все время, Лешка?
– У меня внутри – рыбешка!
Без воды ей не прожить.
Как же мне теперь не пить?
– А откуда там рыбешка?
– Съел вчера икры немножко.
***
Я по воде могу ходить!
Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу. 
Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед – замерзшая вода.
Прошел – и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда.
***
Что может быть в прозрачной капельке воды?
На первый взгляд, конечно, ничего.
Но капни на стекло, оставь следы,
И в микроскоп ты рассмотри его.
И ты такое сможешь увидать,
О чем ты даже не подозревал.
Секрет свой тайный может передать
Вода тебе. Об этом ты мечтал?
Лишь только любознательным она
Завесу своей тайны приоткроет.
Изведай ты ее, познай сполна.
И водный мир тебя собой накроет.
***
Берегите воду
Вода – это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарИт.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
*** 
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
***
В ванной капает вода
И на кухне тоже
Это кран забыл закрыть
Маленький Серёжа
Если воду не беречь
Реки течь не станут
И на всей Земле расти
Фрукты перестанут.
***
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
***
Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться,
И здоровыми не быть.
Утром только лишь проснешься -
Сразу личико умой.
Будешь чистым и красивым,
Подружись скорей с водой.

***
Туча тучу повстречала, 
Туча туче проворчала: 
Что гуляешь на пути? 
Прочь с дороги, дай пройти! 
Ты меня не трогай лучше! 
Если тронешь – проучу! 
Туча тучу лбом – лбом, 
А по небу – бом, бом! 
Подрались они всерьез –
Довели себя до слез.
***
Ни умыться, ни напиться 
Без воды, 
Листику не распуститься 
Без воды, 
Без воды прожить не могут 
Птица, зверь и человек... 
И поэтому всегда 
Всем, везде нужна вода!
***
У реки волна речная
У реки волна речная.
У ручья волна – ручная.
У лесной тропинки
Мы к ручью присядем
И по мокрой спинке 
Мы ручей погладим.
***
Про капельку воды
Водяная капелька
На руке моей,
Расскажи мне, милая,
О судьбе своей.
Высоко, на облаке –
С миром я жила.
Вместе с летним дождиком
На земле была.
Унеслась я с реченькой
В шумные моря.
А потом на солнышке
Испарилась я.
К облачку далёкому
Вновь примкнула я.
Я пока на облачке —
Подожди, земля.
***
Сказка о воде
Расскажи мне сказку о воде!
Знаешь, внученька, вода везде.
Осмотрись вокруг – озера и моря,
Без воды не проживет Земля твоя.
Воду ценит каждый человек,
Дерево не выросло б вовек.
Птицы, звери тоже воду пьют,
Рыбки без водички не живут.
Как бы жили мы в своей квартире,
Если бы нам воду отключили?
Не умыться и не постирать,
Как тогда в квартире убирать?
Кушать, тоже варим на воде,
Что сказать? Вода – она везде!
Травка без водички не растёт,
Все живое без воды помрёт.
По морям не плыли б корабли
И цветы на клумбах не цвели.
С речек орошаются поля,
Чтоб была красивою Земля.
Что ж, цени и береги водичку,
Расскажи о ней друзьям, сестричкам,
Что бы все про ценность эту знали
И водичку зря не проливали.
***
Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях:
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется.
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой,
То обретает легкость пара,
Была – и вдруг ее не стало.
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зелёненьком лужочке!
***
Дождик, дождик пуще
Будет травка гуще,
Будут листья зеленей,
Будут ягодки красней.

Далее проводятся эстафеты (между 2 командами):
  • по спасению рыбок из загрязненной воды;
  • по очищению водоемов от мусора.
В двух ближних ведрах плавают вперемежку рыбки и мусор. Сначала сачками нужно пересадить рыбок в чистую воду (в два дальних ведра), а затем очистить водоем – перенести мусор сачками в пластиковые корзинки, которые стоят у дальних вёдер (каждый участник берёт сначала по одной рыбке, а потом по одному элементу «мусора»).

После активного соревнования все получают право на поливку водой посаженного семечка цветка Жизни (воду набирают «ледяными» шприцами из хрустального сосуда).

6.              Зона «Вездесущие»
Последняя игровая зона. Под деревьями расположен стол с картонным поддоном, около которого ребят встречает хранимир из рода Вездесущих – МАЛАША.
Малаша – хранимир из рода Вездесущих. Самая маленькая. Самая мудрая и самая загадочная. Владеет магией высшей ступени. Лекарь и травница (из книг Елены Журек «Хранимиры»).

Оформление зоны:
  • Стол
  • Поддон для посаженных семян
  • Заготовки для амулетов хранимиров - 300шт (круги из цветного картона диаметром 5 см с дырочкой для нитки; ромбики «магические кристаллы» на клейкой основе 2*2см (кусочки от амулетов хранимиров), шнурок для амулета)  
  • Книга отзывов, ручки
Действие:
Ребята приходят к Малаше со стаканчиками посаженных семян цветков Жизни! Малаша с благодарностью принимает эти дары от ребят, совершает над ними магические движения руками и объявляет о выполнении миссии. Теперь у Земли есть шанс на спасение! Далее делает с ребятами при помощи помощников из заготовок персональные амулеты и посвящает их в маленьких хранимирчиков! Приглашает принять участие в конкурсе и проверить полученные знания. В завершении напутствует всех словами о дальнейшем бережном отношении к природе.

Задания:
Правила поведения на природе

Время года Нельзя
Весна · рвать первоцветы;
· разорять птичьи гнезда; трогать яй­ца птиц
· выжигать прошлогоднюю траву.
Лето · обрывать паутину и убивать пауков;
· стараться поймать бабочек, пчел, стрекоз;
· собирать ягоды и грибы, с которыми раньше не был знаком;
. в жаркую погоду разводить костры;
. что-либо проталкивать в муравейник.
Осень · поджигать сухие листья и траву
· сбивать грибы.
Зима · задевать и ломать хрупкие ветки;
· пугать лесных обитателей.
В любое время года · повреждать кору деревьев;
· оставлять непотушенные костры; для костра собирать сушняк, а не ломать ветки;
· шуметь; громко включать музыку;
· ломать побеги кустарников и ветви деревьев;
· ловить зверьков, птиц, уносить их домой;
· оставлять мусор.
Можно делать вместе с взрослыми Нельзя делать
Подходить к водоемам Убегать от взрослых
Играть в воде Заходить далеко в лес
Подходить к открытому огню Бросать мусор
Собирать букеты Бесцельно рвать цветы, траву
Собирать ягоды и орехи Пробовать сырые грибы, незнакомые плоды

Игра «Это очень хорошо»
В ходе сборки амулета можно поиграть в игру «Это очень хорошо».
После каждой строчки ребята говорят или «Это очень хорошо», или «Это очень плохо»:
  • Дружно мы в поход пойдем...
  • В речку мальчика столкнем...
  • Соберем цветов букет...
  • Мусор сложим мы в пакет...
  • Ветки все переломаем...
  • В белку шишки покидаем...
  • Грибы увидим у пенька...
  • Повстречаем лесника...
  • Дома ждут нас папы, мамы...
  • Мы их видеть очень рады...
Заключительные слова Малаши
При­рода украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С ка­ким удовольствием мы слушаем песни птиц, журчание ручейка, та­инственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью водоемов или величественными громадами гор! Все это нам щедро дает планета Земля. А взамен просит только одного — бережного, доброго отно­шения. Чтобы сохранить природу на планете для наших потомков, мы должны хорошо ее знать и хозяйст­вовать на ней разумно.

На прощанье мы хотим прочитать вам замечательное стихотворение:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля —
Дом наш родной, ребята.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Будто самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Мы — не гости на планете,
И Земля – наш дом!
Будет в нем светло и чисто,
Если мы спасем
И прозрачные озера,
И кедровый бор,
И цветных полей узоры,
И речной простор.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым.
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю цветами, садами...
Такая планета нужна нам с вами?!

Вы теперь наши помощники – маленькие хранимирчики. Давайте вместе заботиться о нашей планете!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе игры детвора с невероятным удовольствием и азартом преодолевала паутину, добывая лесные мудрости, училась на доверии проходить горные тропы, разбирала каменные завалы, мастерила ветряные мельницы, спасала рыб и очищала водоемы от мусора. Наградой за проделанное служило посвящение Малашей в маленьких хранимирчиков! Ребята при помощи помощников Вездесущей изготовляли свои амулеты, которые содержали частичку голубого магического кристалла хранимиров! На закрепление полученных знаний ребятам уже ДОМА предлагалось поучаствовать в городском конкурсе творческих работ «ХРАНИМИРЫ».
Игра «Спасём Землю вместе с ХРАНИМИРАМИ» продолжалась шесть часов и собрала более трехсот участников (не считая родителей)! Помимо детей в неё с удовольствием играли и взрослые. Красочные костюмы, интересные декорации и оформление зон способствовали привлечению людей на площадку.
 
Поделиться:
вернуться
Важно
Обязательно зарегистрируйтесь в «Кабинете педагога»! Здесь вы сможете первыми узнавать о мероприятиях, вносить предложения по работе проекта и рассказывать о ваших достижениях. А мы будем знать, где есть наши единомышленники.
Кабинет педагога
Для зарегистрированных пользователей
или
Регистрация в «Кабинете педагога»
Пожалуйста, внимательно внесите ваши личные данные, все поля обязательны к заполнению!
Гарантируем безопасность Ваших данных